В молодости меня очень интересовали чудеса. Однажды, увидев человека, лежащего на доске, утыканной гвоздями, я обратился к нему со словами:
«Я бы хотел уметь делать то же, что и вы. Не могли бы вы научить меня?»
«Конечно, — ответил тот, — но сначала тебе придется идти просить милостыню и приносить ее мне. Если ты будешь отдавать мне все заработанные таким образом деньги, я научу тебя».
Мне доводилось много раз встречаться с подобными людьми, и все они презирали друг друга, говоря: «Да он просто ничтожество. Я научу тебя кое-чему получше». У одного из них была большая стальная игла, которой он протыкал себе руку. Он говорил: «Смотри, нет ни капли крови. Я научу тебя, как это делать, и ты сможешь зарабатывать деньги, показывая это перед людьми. Но ты должен стать моим учеником и отдавать часть заработанного мне».
Я оставил его и пошел к другому человеку. Этот человек пользовался уважением многих людей, и я хотел узнать, почему у него столь много последователей. «Каким таким исключительным знанием он обладает? В чем заключается его мудрость? Является ли он великим йогом?» — желал я знать. Я оставался у него до тех пор, пока все не ушли. Когда мы с ним оказались совершенно одни, он сказал:
«Назови мне самую шикарную гостиницу из тех, что ты знаешь».
«Отель «Савой» в Лондоне», — произнес я.
«Заплати мне сотню рупий, и я доставлю тебе самое вкусное блюдо из этого отеля».
Я заплатил ему сотню рупий, и сразу же какое-то блюдо точно в таком виде, как его готовят в отеле, появилось передо мной. После этого я попросил доставить немного еды из Гамбурга в Германии. Я заплатил ему еще семьдесят рупий и получил то самое блюдо, которое заказывал. Оно появилось вместе со счетом.
Я подумал: «Зачем мне возвращаться к своему учителю? Я останусь с этим человеком, и все мои нужды будут удовлетворены. Тогда я смогу спокойно медитировать и учиться, не имея никаких забот».
«Какой тип часов ты предпочитаешь?» — задал он мне вопрос.
«У меня уже есть хорошие часы».
«Я дам тебе часы еще лучше», — сказал он и, действительно, сделал это.
Осмотрев часы, я подумал: «Эти часы сделаны в Швейцарии. Он не создает все эти вещи, а просто транспортирует их из одного места в другое».
Спустя две недели я вновь пришел к нему. Вежливо поклонившись, я сделал ему растирание маслом и помог приготовить пищу. Это порадовало его, и он научил меня тогда, как делать вещи, подобные тем, что он совершал. Я занимался практикой такого рода до тех пор, пока не явился один свами из нашего монастыря и со словами «Что ты делаешь?» он влепил мне пощечину. Он отвел меня к моему учителю, и тот сказал:
«Ты совершил много краж».
«Каких краж?» — спросил я.
«Ты просишь конфет, и они приходят к тебе из какого-нибудь магазина. Они исчезают из этого магазина, и владелец не знает, куда они пропали.
После этого я обещал своему учителю, что больше никогда не буду заниматься такими вещами.
Впоследствии я встретил одного человека, который работал продавцом на складе швейных машин в Дели. Я рассказал ему о Хаджи и его силах, и продавец сказал:
«Если он сможет доставить сюда швейную машину Зингера со склада в Дели, то я признаю его величайшими из всех живущих на земле людей и на всю оставшуюся жизнь стану его последователем».
Тогда мы оба отправились к нему и попросили его совершить чудо. Он сказал: «Я сделаю это немедленно», — и машина действительно появилась! Но тут продавца охватило беспокойство по поводу того, что эта машина пропала со склада, и его могут обвинить в краже. Хаджи попытался отправить ее обратно, но не смог этого сделать. Тогда он пришел в отчаяние и сказал: «Я потерял свои силы».
Возвращаясь в Дели продавец взял машину с собой. Тем временем на складе обнаружили пропажу машины и заявили об этом в полицию. Полиция нашла машину у продавца и арестовала его. На суде никто не поверил в рассказанную им историю, и он понес наказание.
Я был свидетелем многих случаев подобного рода и не раз наносил обиду своему учителю, говоря ему: «Есть люди, обладающие большими силами, чем ты. Поэтому я последую за ними».
Он отвечал: «Конечно, иди! Я хочу, чтобы ты вырос и стал великим. Не стоит следовать за мной!»
Позднее я понял, что большинство феноменов такого рода являются фокусами. А в тех случаях, когда они подлинны, — это не что иное, как черная магия. Духовность не имеет ничего общего с подобными чудесами. В третьей главе Йога Сутр разъясняются многие методы достижения сиддх15, но эти сиддхи являются камнем преткновения на пути к просветлению. Лишь один человек из миллионов действительно обладает сиддхами, но, как свидетельствует мой опыт, зачастую такие люди отличаются жадностью, эгоизмом и невежеством. Путь просветления не связан с намеренным развитием сверхъестественных сил. Чудеса, которые творили Будда, Христос и другие великие мудрецы, происходили спонтанно и преследовали добрую цель. Они не совершались из эгоистических побуждений или ради сенсации.
На пути йоги человек иногда раскрывает в себе потенциальные возможности овладения сиддхами. Йог, не имеющий желания сиддх, может воспользоваться этими возможностями, но при этом, осознавая цель своей жизни, он никогда не будет злоупотреблять такого рода силами.
Воровство является преступлением как с социальной, так и с моральной точки зрения. Обман не имеет ничего общего с йогой. Сиддхи действительно существуют, но обладают ими лишь адепты.
Свами Рама
"Жизнь среди гималайских йогов"